В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне начинаем размещать рассказы о ветеранах, проживающих на территории избирательного округа №19.
Иван Шмелев: поэт на фронте больше, чем поэт.
Судьба Ивана Евграфовича Шмелева была непростой. Сын «врага народа», он добровольцем ушел на фронт. Сражался на передовой и с боями дошел до самого Берлина. А в короткие минуты отдыха брался солдат за карандаш, рассказывая о войне в своих стихах.
Иван Шмелев родился в селе Изобильном Буранного района (ныне Соль-Илецкий городской округ) 9 июля 1925 года. Позже семья переехала в Казахстан. Мальчишке едва исполнилось восемь, когда умерла мать. А через четыре года, в 1937-м, Иван лишился и отца. Без суда и следствия забрали его, как тогда говорили, «по линии НКВД». Мачеха тут же решила избавиться от сына «врага народа» и по пути из Казахстана на Украину высадила мальчишку с одним чемоданом в Соль-Илецке.
Все лето прожил Иван в заброшенном сарае на краю города. Ребята из лагеря для трудновоспитуемых детей подкармливали Ваньку. В благодарность за заботу он развлекал их пересказом тех книг, что прочитал дома. Не по годам развитый Иван научился складывать буквы, когда ему еще и шести лет не было. А в школе уже зачитывался не детскими сказками, а серьезными книгами. Особенно любил он исторические романы.
По осени Иван решил податься в Изобильное к тетке, сестре отца. Заплатил за дорогу оставшиеся у него от подачки мачехи четыре рубля и на телеге, запряженной быками, доехал до родного села. Так и остался там жить.
Окончил семилетку, справил себе новые документы, потому что его свидетельство о рождении, опасаясь обвинения в политической слепоте, сожгла со всеми бумагами мачеха. Устроился работать в колхоз.
22 июня 1941 года громом разнеслась по селу страшная весть: «Война!». Горе объединило людей, но к Ивану многие относились по-прежнему настороженно, называя его за глаза сыном «врага народа».
В 1943 году Иван уговорил военкома взять его на службу, хотя парнишке еще не исполнилось и 18. Проходил сначала обучение на сапера в Колтубанке в Бузулукском бору. Потом всех новобранцев перевели в Тоцкие лагеря, стали готовить пулеметчиков, а позже перекинули под Москву, где Иван освоил новую специальность – артиллериста. За успехи в учебе Шмелеву присвоили звание ефрейтора.
Свой боевой путь Иван Евграфович начал в Белоруссии, прямо на границе с Польшей. Первый день боя не забудет ветеран никогда. В тот день артиллерийский полк потерял две их четырех батарей. Оставшиеся две расположились на реке Висла. Всего 76 человек было. Артиллеристы ждали самолетов, а тут против них пошла пехота – около 20 тысяч немцев пытались прорвать окружение. Задача стояла одна – не пропустить противника. Разведай немцы, что перед ними всего лишь две батареи, артиллеристам не выжить. Но советским солдатам удалось перехватить немецкую разведывательную группу и уничтожить ее командира. Поставленную задачу артиллеристы выполнили. Оставшиеся в живых немцы сдались и в сопровождении автоматчиков были направлены в лагеря для военнопленных.
Один из самых тяжелых боев – форсирование Одера – Иван Шмелев рассказал в стихах. Это одно из немногих сохранившихся произведений фронтового поэта. Свои мысли и чувства молодой боец перекладывал на стихотворные строки, но только потрепанный блокнот, что прошел с бойцом через весь фронт и бережно хранился в потрепанном вещмешке, не выдержал дождей и водных переправ. А листок со стихотворением «Зенитчики в бою» Иван Шмелев не успел положить в мешок и носил в нагрудном кармане гимнастерки.
В бою за город Кюстрин (Германия) 7-8 марта 1945 года ефрейтор Иван Шмелев в составе своего расчета уничтожил 42 немецких солдата и офицера, одну пулеметную точку и подавил огонь артиллерийской батареи, за что и был награжден медалью «За отвагу».
16 апреля 1945 года советские войска начали штурм Зееловских высот. Помощь артиллеристов пехотинцам была неоценимой. Дистанционные гранаты, использовавшиеся против самолетов, были направлены теперь на фашистские окопы и разрывались в воздухе, разбрасывая осколки на 200 м. «Вот еще такого огонька!» - командовал артиллеристам генерал пехоты. И артиллерия била по врагу. Наступательная операция советских войск завершилась победой.
2 мая 1945 года артиллерийский полк, где служил Шмелев, стоял у стен Берлина. Немцы пытались прорвать окружение. Силы были неравные. «Думал все, погибать придется, - вспоминает Иван Евграфович. – Но тут с другой стороны вышли наши танки. Помогли сдержать оборону и выиграть бой». Это был последний бой ветерана Великой Отечественной Ивана Шмелева.
8 мая поступил приказ зачехлить орудия и не вести огонь. Солдаты не понимали, что случилось. В пригороде Берлина, где они стояли, не видно было ни одного жителя. Мертвая тишина на улицах. А 9 мая до артиллеристов донеслась радостная весть: «Победа!». Улицы были полны народа.
Еще пять лет прослужил на территории Германии Иван Евграфович, а в 1950 году отправился по приглашению друга в Краснодарский край. Здесь встретил он свою любовь Марию Васильевну. Расписались 9 августа того же года.
Вскоре после свадьбы семья переехала в Медногорск. Иван Евграфович устроился на стройку – землю копать да бетон укладывать. Параллельно учился в школе рабочей молодежи, а потом окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в Орске. Прошел трудовой путь от рабочего до старшего прораба.
В 1962 году отца Ивана Евграфовича Шмелева реабилитировали. Сын узнал, что вместе с сотнями других бездоказательно арестованных оренбуржцев Евграф Шмелев был расстрелян в Зауральной роще.
10 лет назад супруги переехали в Оренбург.
Этот год у Ивана Ефграфовича трижды юбилейный. Он будет отмечать 95-летие, 70 лет совместной жизни с супругой и, конечно, 75-летие Великой Победы. Вновь наденет ветеран парадный костюм с медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими наградами. И вновь будет рассказывать дочерям, двум внукам, правнуку и правнучке о своем фронтовом прошлом и вспоминать боевых товарищей. Вот только победные 100 граммов не поднимет. 60 лет назад дал себе клятву не брать в рот спиртное.
И вновь зазвучат в доме ветерана его стихи.
Зенитчики в бою
Река Одер, переправа.
Мы стоим на поле справа.
Идут танки и пехота,
А у нас своя работа.
Вот четыре наши пушки,
Врагу с нами не игрушки,
Есть зенитный пулемет,
Бить врага умеем влет.
Окопаться мы успели,
Появились в небе цели.
Гул моторов над рекою,
И дана команда «К бою!».
Налетели самолеты,
Строчат с неба пулеметы,
Рвутся бомбы почти рядом,
И осколки смертным градом
Рикошетят от ствола,
Пока цела голова.
Пуля-дура пролетает,
Вскользь над бровью,
Обжигает,
Да осколок в ногу впился,
Сквозь сапог
Металл внедрился.
А прицел нельзя бросать,
Надо сдачи врагу дать!
Пусть фашисты нас боятся,
Им ведь падать, разбиваться.
Вот один упал, второй,
Но еще не кончен бой.
Вновь к прицелу я приник,
Горит, вижу, штурмовик,
Рухнул в землю и взорвался,
Этот тоже отлетался!
Четыре пушки дружно били,
Мой друг Фаат - из пулемета,
Троих стервятников свалили,
Танкисты рады и пехота.
Остальные улетели,
Погибать не захотели,
Бомбы сбросили вдали,
Мост разрушить не смогли.
Видно, вражий генерал
Своим асам приказал,
Не желая потерь множить,
Батарею уничтожить.
Асы снова налетают,
Нас бомбят они, стреляют,
Вновь заходят на повторы.
Взрывы бомб, ревут моторы…
И орудий наших гром...
Казалось, будет нам разгром.
В ушах от грохота звенит,
И рана у виска болит.
Снаряд в небе точно рвется,
Загорелся самолет.
С парашютом в плен сдается
С неба сверженный пилот.
Себя и мост бомбить не дали,
И бомбы мимо все упали.
Мы налетчиков отбили,
Переправу сохранили.
Бой вели отважно, смело,
Батарея уцелела.
После боя тихо стало.
Было раненых немало.
Медсанбат искать не стали,
Раны все перевязали.
В ночь приказ: «Отбой».
Поход
К переправе и вперед,
Вслед за танками, пехотой
И за новою работой.
Две ночи мы уже не спали,
Менять позиции устали,
Но путь зато теперь один:
Во вражье логово - Берлин!
Комментарии пользователей: